История одного крейсера

крейсер Варяг

Вокруг это крейсера ходят много легенд и мифов, а его история очень проста, как и история других кораблей времен русско-японской войны 1904-1905 года. Не многие знают, что бронепалубный крейсер первого ранга «Варяг» строился в Соединенных Штатах Америки, на версиях Филадельфии. И после его история не заканчивается знаменитой битвой при Чемульпо…

Крейсер был заложен в 1898 году и строился один год. Для сравнения можно сказать, что крейсер «Аврора» строился семь лет. Любопытно отметить, что на момент начала строительства не было готового проекта и было принято решение взять в качестве прототипа японский крейсер «Касаги».  11.01.1899 года крейсер был зачислен с состав флота, но работа над крейсером продолжались. 22.09.1900 г. состоялась  сдача заказчику., при этом крейсер значительно превосходил характеристики, которые были ранее заложенных в контракте.

Крейсер Варяг

Крейсер Варяг

Далее был переход в Кронштадт, а затем на Дальний восток. 25 февраля 1902 года крейсер «Варяг» прибыл в Порт-Артур.

Теперь давайте немного поговорим о конструктивных особенностях корабля. «Варяг» является бронепалубным крейсером, что говорит о том, что основной броней защищена только главная палуба корабля, под которой находятся основные механизмы и узлы. Смотрите схему.

схема бронирования крейсеров

Схема бронирования крейсеров

Главной ударной силой всех флотов того времени являлись линкоры. Это большие и сильно бронированные, как средневековые рыцари в доспехах, корабли предназначались для боя в линию. Они не были рассчитаны для маневра и больших скоростей, основным их козырем являлась броня и орудия главного калибра, что позволяло им вести открытые орудийные дуэли. У крейсеров другое назначение, их сильной стороной являлась скорость и маневренность, что давало возможность уворачиваться от снарядов. Обычно использовались две основных схемы бронирования крейсеров: бронепалубные и броненосные.

Броненосные крейсера имели бронированные борта и палубу. А у бронеплубных крейсеров была бронированна только палуба, что значительно уменьшало вес корабля и соответственно повышало его маневренность и скорость, однако уменьшало его живучесть при попадании снарядов. Дело в том, что при артиллерийских дуэлях, которые велись на больших расстояниях, снаряды летят по очень крутым траекториям и попадают не в борт корабля а именно в палубу. Однако при дистанции, которая позволяет вести огонь по силуэту корабля, т.е. вести огонь прямой наводкой, бронепалубная защита была не эффективна.

Пушка Канэ на Варяге

Пушка Канэ на Варяге

Основным вооружением крейсера «Варяг» были пушки французской системы «Канэ» калибром 152-мм и могли стрелять до 13 км. Такие пушки считались скоротельными и позволяли производить до 10 выстрелов с минуту.

27 января 1904 года крейсера «Варяга» и канонерская лодка «Кореец» предприняли неудачную попытку прорыва блокады порта Чемульпо, где они были заблокированы японской эскадрой. В результате боя «Варяг» и «Кореец» вернулись в порт где и были затоплены. Именно этот бой и сделал этот крейсер знаменитым. Однако японцы подняли и отремонтировали затопленный крейсер, после чего он вошел в состав японского флота.

Крейсер Сойя (бывший Варяг)

Японский крейсер Сойя (бывший Варяг)

В 1916 году японцы согласились продать этот корабль России и 22 марта 1916 года ему возвращено первоначальное название «Варяг». Затем крейсер пытались отремонтировать на верфях Владивостока, но закончить ремонт полностью не удалось и крейсер отправили в сухой док британского города Беркенхед для проведения капитального ремонта.

В 1917 году, после Октябрьской революции в России, крейсер «Варяг» был реквизирован англичанами и продан на слом. При следовании к месту разборки, «Варяг» сел на мель. В 1925 году корпус корабль был разрезан на части, так закончилась его судьба.

модель крейсера Варяг

Модель крейсера Варяг

*********

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

1 комментарий “История одного крейсера”

  1. […] новую игру — симулятор знаменитого боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой […]

Написать комментарий

%d такие блоггеры, как: