Курс судна относительно ветра

Парусное судно для движения использует силу ветра, его сила, направление и определяют скорость судно. Конечно, обводы корпуса и вид парусного вооружения играют немаловажный фактор, но пока мы это упустим. В этой статье речь пойдет о курсах судна относительно ветра и о том, как они называются.

Курс судна относительно ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах. На представленной схеме ветер дует сверху. Относительно этого ветра показаны разные курсы судна (швертбота) и их названия.

Курс относительно ветра

Курс относительно ветра

 

  • Левентиккурс, образующий с направлением ветра угол, близкий к 180 градусам, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик». Судно теряет ход и останавливается.
  • Бейдевиндкурс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет более 100 градусов (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный (от 100 до 120 градусов) и крутой (более 120 градусов). Тяга паруса целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении лобового сопротивления сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (510 °), работает как аэродинамическое крыло. Хорошие парусники ходят под углом 3035 ° к направлению истинного ветра.
  • Галфвинд, или полветра — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (от 80 до 100 градусов). На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости (ДП), а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна подъёмной силе, а сила дрейфа — лобовому сопротивлению паруса. на этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.
  • Бакштаг — курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов (более десяти и менее восьмидесяти градусов), то есть ветер по отношению к кораблю дует сзадисбоку; отличают курс полный бакштаг, при котором угол составляет не более двадцати градусов, то есть приближающийся к фордевинду, парус устанавливается под углом к ветру с подветренного борта. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. На бакштаге парус работает с большим углом атаки, при котором лобовое сопротивление играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует.
  • Фордевиндкурс, при котором ветер направлен в корму корабля. Это тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся благодаря лобовому сопротивлению. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха. Фордевиндом также называется поворот судна при смене галса, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму.

*********

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

%d такие блоггеры, как: